Кольцо блокады сомкнулось вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 года, на 79-й день Великой Отечественной войны. Гитлеровские планы не оставляли Ленинграду никакого будущего: германское руководство и лично Гитлер высказывали намерения сравнять город с землей. Такие же заявления звучали от руководства Финляндии – союзника Германии в военных действиях по блокаде Ленинграда.
Стремясь осуществить этот план, немцы вели варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы Ленинграда.
8 сентября, в день начала блокады, произошла первая массированная бомбардировка города. Вспыхнули около 200 пожаров – один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады.
За период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Многие ленинградцы погибли во время обстрелов и бомбежек, множество зданий было разрушено.
В блокированном городе Ленинграде оказались более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. Продовольственных запасов было мало, приходилось использовать пищевые суррогаты.
С начала введения карточной системы нормы выдачи продовольствия населению не один раз сокращались. В ноябре – декабре 1941 года рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики – всего 125 граммов.
Когда 25 декабря 1941 года впервые была сделана прибавка хлебного пайка – рабочим – на 100 граммов, остальным – на 75, – изможденные люди вышли на улицы, чтобы поделиться своей радостью. Это небольшое увеличение нормы выдачи хлеба давало пусть слабую, но надежду умирающим от голода людям.
Осень – зима 1941–1942 годов – самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод – отопления и горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами.
Но ленинградцы продолжали трудиться – работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады. К станкам на заводах встали 13–14‑летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов.
В январе 1943 года, в результате успеха операции "Искра" южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8–11 километров.
По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами.
14 января 1944 года ленинградцев разбудил гул оглушительной канонады. Масштабная артподготовка, которая проводилась в районе Ораниенбаумского плацдарма советской артиллерией, стала началом крупной наступательной операции под кодовым названием "Январский гром" по полному снятию блокады Ленинграда.
Эта канонада стала главным впечатлением горожан в те дни, и в воспоминаниях многих современников именно этот гул стал первым звуком ленинградской Победы.
Один из авторов повести "Республика ШКИД" Леонид Пантелеев, находившийся в январе 1944 года в Ленинграде, вспоминал:
"Среди ночи проснулся от совершенно невообразимого гула. Так бывало осенью сорок первого года, когда поблизости работали все окрестные зенитки. Но на этот раз это были не зенитки. И не поблизости, а где-то очень далеко. Казалось, что посылают снаряды сразу несколько тысяч орудий. От этого грохота и грома просыпался среди ночи раз пять-шесть. Утром, часов в восемь, в номере звенело все, что может звенеть и сотрясаться: оконные стекла, зеркала, подвески на люстрах. Такого на моей памяти в Ленинграде еще не бывало. И вообще, я никогда не слышал такого орудийного грома. Почему-то вдруг решил, что это – наши, что началось наступление".